Как неэтичные тендеры препятствуют здоровой конкуренции в рекламной индустрии?

Согласно данным АКАР — 57% рекламных агентств на постоянной основе, принимая участие в тендерах, сталкиваются с недобросовестностью. Чаще всего это происходит в сферах медиа, маркетинговых услуг, креатива и digital-рекламе. Нечестные тендеры приводят к финансовым трудностям компаний, а также могут оставить след на репутации агентств.  Ассоциация коммуникационных агентств России провела опрос рекламных агентств, с целью выяснить масштаб последствий таких тендеров.

Для начала стоит разобраться в том, зачем учувствовать в тендерах. Для рекламных агентств – это возможность расширить клиентскую базу и продемонстрировать свою экспертизу. Для клиентов – это способ найти добросовестного подрядчика. Однако, исследование АКАР показало, что неэтичные действия со стороны организаторов лишают всю тендерную процедуру честности и объективности.

Исследование показало: главная цель таких тендеров — имитация выбора уже известного подрядчика, так ответили — 63% опрашиваемых. Еще 49% респондентов считает, что под видом тендера проводится незаконное заимствование идей, концепций и стратегий. 40% считают, что они проводятся с целью незаконного обогащения.

Какие сферы затронула эта тенденция? Больше всего неэтичных тендеров проводится в сферах медиа (58%), маркетинговых услуг (49%), креатива (44%) и диджитал медиа (40%), меньше всего – в диджитал креативе (21%) и PR (19%).

Организаторы тендеров по-разному нарушают нормы и правила процедуры. 71% респондентов ответили, что чаще всего проблема заключается в отсутствии или непрозрачности методологии выбора победителя. Не получили развернутую обратную связь от организаторов — 60% участников, а 57% участников получили фидбэк вовсе. 50% респондентов принимали участие в тендере, который был отменен без объяснения причин, еще 41% после победы были вынуждены сократить ранее заявленные бюджеты.

Как итог: 29% всех тендеров с января 2020 по октябрь 2021 года признаны респондентами неэтичными, при том, что 91% из них были бесплатными. В этой связи эксперты пришли к выводу, что вероятность столкнуться с недобросовестными и неэтичными практиками при участии в бесплатных тендерах является достаточно высокой.

АКАР как независимая организация планирует регулярно проводить подобные исследования для «улучшения климата» в рекламной индустрии. Следующий опрос планируется на первый квартал 2022 года.